Заявка на звонок

Главная » СМИ О НАС » Сквозь пальцы

Сквозь пальцы

Вместе с горячей водой, которая оказывается далеко не горячей, сквозь пальцы пермяков утекают и деньги, которые собственники могли бы получить в качестве перерасчета за предоставление услуги ненадлежащего качества. Об этом в статье Юлии Хлобыст, опубликованной в газете «Звезда» 30 января 2015 года

При этом организации, поставляющие воду, серьезно «экономят» в свою пользу — как на приготовлении горячей воды, так и на перерасчетах. Проблему вскрыли пермские юристы, которые готовят соответствующие обращения в Правительство РФ, Министерство строительства и ЖКХ, Роспотребнадзор.

Благодаря всевозможным обществам по защите прав потребителей даже малограмотная старушка сегодня знает: за некачественный товар продавец обязан вернуть деньги. Вымуштрованы и продавцы — в любом магазине и даже ларьке за испорченный или бракованный продукт вам без лишних слов вернут ваши кровные. Ну в худшем случае заставят написать заявление и помурыжат недельки две. Но в итоге некачественный товар вернется к продавцу, а деньги — к покупателю. Но есть рынки, на которых некачественную услугу продавать выгодно. Речь идет о рынке ЖКХ и горячей, а, скорее, совсем не горячей воде.

Большинству собственников квартир эта «картина» знакома до боли. Открываешь кран с горячей водой, а оттуда льется в лучшем случае тепленькая водичка. Опять же большинство людей просто перестали обращать на это внимание, потому что бороться в одиночку с коммунальными монстрами — будь то недобросовестная управляющая организация или всемогущие поставщики ресурсов — сегодня, как говорится, себе дороже.

Специальные правила перерасчета, если вам поставляется некачественный ресурс, предусмотрены 354-м Постановлением Правительства РФ. Некачественной горячая вода может быть в двух случаях: либо содержание загрязняющих веществ превышает норму, либо нарушен температурный режим, который в свою очередь определен Санитарными правилами и нормами. Температура горячей воды должна быть 60 градусов. Цифра эта взята не с потолка, ее разъясняет Роспотребнадзор: в воде ниже 60 градусов образуются болезнетворные бактерии и микробы, которые могут стать причиной не только кожных заболеваний, но и, например, заболеваний легких. Если же вы, открыв кран, понимаете, что до 60 градусов далеко, то в этом случае и должен производиться перерасчет.

Эксперт в сфере ЖКХ, директор по правовым вопросам компании «Проспект-С», кандидат юридических наук Виталий Степанов совместно с Ассоциацией ТСЖ «Пермский стандарт» попытались разобраться — реально ли собственникам получить перерасчет за полученную совсем не горячую воду, и пришли к неутешительным выводам.

По порядку этого перерасчета на сегодняшний день нет единого мнения. И какой-то достаточно детальной инструкции по правильному проведению этого перерасчета нет, — рассказывает Виталий Степанов. — Во-первых, возник спор о том, от какой температуры нужно делать такой перерасчет. Соответствующий СанПиН говорит, что вода должна быть обязательно 60 градусов. А 354-е Постановление предусматривает допустимые отклонения: в дневное время может быть 57, а в ночное время — 55 градусов. Это противоречие в 2013 году попытался разрешить Верховный суд РФ, который указал, что горячая вода всегда должна быть 60 градусов. Но вопрос с перерасчетом остался: от какой отметки на градуснике его все же делать — 55, 57 или 60 градусов?

Спорные вопросы по перерасчету переместились в суды. И пермские судьи, не придя к единому знаменателю, начали делать диаметрально противоположные выводы. Одни служители Фемиды вставали на сторону, определенную уже упомянутым СанПиНом, когда перерасчету подлежала вода с температурой ниже 60 градусов. Другие — брали за основу положения 354-го Постановления, которые допускали перерасчет от отметки в 55 и 57 градусов. Это разночтение оказалось не единственным при перерасчете платежей.

Второй момент имеет вопиющий характер, — продолжает Виталий Степанов. — Предположим, мы определились с температурой: из вашего крана течет вода в 50 градусов. Возникает вопрос: а как недостающие 10 градусов превратить в деньги? И вот здесь начинается самое интересное. В квартирах, как известно, нет почасовых температурных приборов учета. В большинстве домов их также нет. И вот на этом основании часть судей отказывает в проведении перерасчета. Но, предположим, что управляющая организация ставит самый современный прибор, который фиксирует почасовые показания. Идем дальше. Согласно формуле 354-го Постановления размер перерасчета зависит от продолжительности некачественной услуги (час, день, месяц), количества градусов отклонения от нормы, за расчетный период взят месяц. Часть судей с этим согласна, а другая — придерживается мнения, что расчетным периодом является день. А это значит, что собственник может рассчитывать не на 0,1 процента от платы в месяц за каждый час поставки некачественной услуги, это одна тысячная месячной платы, как это прописано в Постановлении, а всего лишь на одну тридцатитысячную. Эту позицию активно пропагандирует в настоящее время, например, Пермская сетевая компания, которая, если и соглашается предоставить перерасчет, то сводит его к какой-то профанации. Недавний пример: ТСЖ по ул. Норильской, 15. За год товарищество должно заплатить ПСК за горячую воду порядка 1 миллиона рублей. Практически весь период идет некачественная вода — с температурой ниже 60 градусов. Это фиксировалось, есть почасовые показания. ПСК делает перерасчет, по которому эта ресурсо-снабжающая организация должна вернуть товариществу порядка… полутора тысяч рублей! В доме 150 квартир, и получается, что за целый год некачественной услуги каждая квартира может вернуть себе целых 10 рублей. По нашим же расчетам — перерасчет должен делаться от отметки 60 градусов и месячной платы, которая, как минимум, в 30 раз больше. Соответственно товариществу должны вернуться порядка 250 тысяч.

Нетрудно догадаться, что подобные расчеты, принимаемые во внимание судами, стимулируют ресурсо-снабжающие организации к поставке некачественного ресурса. А если учесть, что в тариф заложены расходы на приготовление горячей воды на уровне 60 градусов, то экономия ресурсников в свою пользу очевидна.

По словам Виталия Степанова, сейчас пермские юристы готовят жалобы в Верховный суд о неправильном применении норм материального права. На данную проблему юристы планируют обратить внимание Роспотребнадзора. По мнению юристов, невысокие административные штрафы, копеечные перерасчеты никоим образом не стимулируют ресурсоснабжающие компании, которые стараются минимизировать свои издержки, поставлять качественную горячую воду. Кроме этого готовятся соответствующие обращения в Правительство РФ и Министерство строительства и ЖКХ РФ с просьбой издать четкий и понятный документ, который снял бы все разногласия и подробно разъяснил порядок перерасчета с конкретными примерами.

http://zwezda.perm.ru/newspaper/?pub=15389